Осенний листопад

28 ноября 2013 г.

Внеклассное мероприятие в начальной школе (1,3,4 кл.)  «Осенний листопад» Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формировать экологическую культуру детей; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Оборудование: проэктор, компьютер, компьютерная презентация «Осень», карточки с изображением явлений природы по месяцам, рисунки на тему «Чем мне нравится осень», картины с изображением трудовой деятельности людей. Ход мероприятия

Учитель.  Внимание! Внимание! Мы ждём в гости важного гостя. А кого, догадайтесь сами.

1. Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
Только тёмны ветки сосен,
Что за время года? (Осень.)

 

2. Гнезда черные пусты.

 Меньше сделались кусты.

 Ветер листья носит: (Осень, осень, осень!)

3. Вот художник, так художник

 Все леса позолотил.

 Даже самый сильный дождик

 Эту краску не отмыл.

 4. Красит рыжим, алым, синим,

 Разбавляет краски ливнем,

 Чтобы вышло разноцветным,

 Но совсем не так, как летом.

 Отгадать загадку просим:

 Кто художник этот? (Осень)

 5. Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев.
А рябина праздник празднует,
Бусы новые надев.
Урожай богатый просим,
Приглашаем в гости … (осень)

(ИКТ композиция «Осень-художница)

Входит Осень.

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год,
За летом следом мой черёд.
Я  пришла на праздник к вам,
Вместе веселиться.
И хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.

- Я  принесла вам корзину с сюрпризом. Но сначала отгадайте моих помощников.

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь,  октябрь, ноябрь.)

А что вы, ребята, знаете о сентябре?

 

Дети.1

    Сентябрь - пора золотой осени.

    Сентябрь - первый месяц осени.

 

Дети.2

  В октябре всё мрачней лицо природы,

    Почернели огороды,

    Оголяются леса,

    Молкнут птичьи голоса.

Дети 3

    В октябре лист на дереве не держится.

    Октябрь землю накроет, где листком, где снежком.

    Октябрь пахнет капустой.

Дети 4

     В ноябре поле чёрно-белым стало,

    Падает то дождь, то снег,

    Льдом сковало воды рек,

    Мерзнет в поле озимь ржи.

Дети 5.

    Ноябрь - ворота зимы.

    Ноябрь - сентябрёв внук, октябрёв сын, зимы родной батюшка.

    Холоден октябрь, а ноябрь его перехолодил.

 

Осень. - Ребята, в своей корзинке  я принесла грибы. Угадайте какие. 1. Я в красной шапочке расту. Среди корней осиновых Меня увидишь за версту, - Зовусь я … (подосиновик)   2. Не спорю, я не белый, - Я, братцы, попроще. Расту я обычно В  березовой роще   (подберезовик)     3. Очень дружные сестрички. Ходим мы в беретах. Осень в лес приносим летом Золотистые … (лисички)    4.  Нет грибов дружней, чем эти, - Знают взрослые и дети, - На пеньках растем в лесу, Как веснушки на носу   (опята)        5.  Посмотрите-ка, ребята: Тут - лисички, там - опята, Ну, а это, на полянке, Ядовитые... (поганки)   6. Знают даже малыши Красно-белые грибы Те, что с мухами не дружат. Не бери ты их на ужин - Несъедобен этот гриб, Хоть красавец он на вид.   Называют с давних пор   Гриб тот - красный... (мухомор)           7.  Вдоль лесных дорожек    Много белых ножек    В шляпках разноцветных,    Издали приметных.    Собирай, не мешкай!    Это …(сыроежки)       8. В шляпке беленькой на ножке    Рос  грибочек у дорожки          А теперь в корзине пусть    Полежит съедобный ….(груздь) Учитель: Осенью появляется много грибов. Но среди съедобных грибов есть и ядовитые. Что нужно помнить во время сбора грибов? (ответы детей) Осень. - Осень.  Ребята, в своей корзинке  я принесла овощи. Угадайте какие.  1.    Без меня на грядке пусто, А зовут меня…     (капуста) 2.    Без меня вы как без рук, В каждом блюде нужен…     (лук)   3.    Любят дети с давних пор Вкусный, сладкий…        (помидор)   4.    Пушистый и зелёный хвост На грядках горделиво рос Ухватился Ваня ловко: Вылезай на свет … (морковка) 5.    Неказиста, шишковата, А  придёт  на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка) 6. Он из тыквенной родни,      На боку лежит все дни,      Как зелёный чурбачок под названьем …..(кабачок) 7.   Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко.      Что же это? (репка)

Учитель: - Давайте послушаем сказку про репку.

СКАЗКА  ПРО  РЕПКУ. Ведущий : Дедка репку  посадил… Дедка  репке говорил : Дед : Ты  расти, расти большая . Стань богатым урожаем, Чтоб тобой я мог гордиться. Принесу тебе водицы, Удобрений ведер пять… Ох, устал, пора поспать. (ложится недалеко от репки  и засыпает) Ведущий : Спит дедулька без  забот Репка между тем растет, Да воюет с сорняками : Их ногами и руками… Вот уж осень на дворе. Зябким утром в сентябре Дед проснулся, испугался. ( дед просыпается и прыгает от холода , стуча зубами) Дед : Ах, я старый разоспался. Репку уж пора тянуть. Подросла, гляжу чуть – чуть. Ай, да  репка уродилась ! Мне такая  и не  снилась. (Хватает и тянет) Ведущий: Хвать, но репка возмутилась. Морковка: Экий, дедка, ты  неловкий! Я – не репка, я – морковка. Не умыл ты  видно глаз. Репки я  стройней в сто раз. И оранжевей   к тому же. Коль  салат корейский  нужен, Без  меня ты пропадешь… Сок морковный не попьешь, В  супе мне замены  нет… И еще  один секрет. Я богата витамином Всем полезным каротином. Я - отличный урожай! Дед : Что ж, в корзинку полезай. Что такое, что за чудо, Может, выспался  я худо? Репку сеял  я весной. Ладно, батенька, постой, Репку  вытяну другую. Картошка: Ой, ой, ой, Я протестую! Я – не репка, я – картошка! Это знает даже кошка. Всем плодам я голова Ясно ведь как дважды два: Если в  супе нет картошки, Ни  к  чему брать в руки ложку. Я для чипсов слышишь, дед, Самый главный компонент. В жарком  масле, вот смотри Стать могу картошкой фри, Я – твой главный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай. Я ж опять пойду по репку. Как сидит в землице крепко! Ай да репка, вот те на! Капуста: Право, я возмущена! Дед , ты сникерсов объелся, Сериалов насмотрелся, Может с печки ты  упал? Раз капусту  не узнал. Я на репку не похожа У нее одна одежда, У меня ж их целых сто! Все без пуговок… А то… Я – хрустящая капуста! Без  меня  в  салате пусто, А со мной любой обед Голубец иль винегрет… Станет в 10 раз полезней! И потом меня, любезный, Можно квасить и солить… И до лета аж хранить. Можно есть меня всю зиму ! Дед : Милости прошу… в корзину! Это что за чудеса? Вот уж битых два часа Я провел на  огороде. Где же репка? Эта вроде … Свекла: Снова дед не угадал. Знать очки ты потерял, Или бес тебя попутал? Свеклу с  репой перепутал. Я в  сто раз ее красней, И полезней и вкусней! Свеклы нет и нет борща, В  винегрете и во щах… Я – одна источник цвета! А свекольная котлета – Это просто объеденье! Сто процентов – похуденье. Я- отличный урожай! Дед : Что ж, в  корзинку полезай. И тебе найдется  место. Только все же интересно Где же репка? Может эта? Лук: Я почти того же цвета, Но не репка, старичок, Я – твой репчатый лучок! Пусть немного и коварен, Но в  народе популярен. Самый вкусный шашлычок Тот, в котором есть лучок. Все меня хозяйки знают В суп и кашу добавляют, В пирожки, в грибы, в  отвар… Я для  вирусов – кошмар! Даже грипп меня боится … Хоть сейчас готов сразиться. Я – отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай . Вечер уж к концу подходит. Месяц на  небо выходит. Да и мне домой пора. Завтра с  самого утра Стану   репку вновь искать, А теперь охота спать. Ух, тяжелая корзина, Пригодилась бы  машина… Знатный вырос урожай! Бабка, занавес давай, Сказочке пришел конец. Тот, кто слушал молодец. Ждем от вас аплодисментов, Ну и прочих комплиментов… Ведь артисты – то старались, Пусть слегка и растерялись.   Осень. Ребята, а как готовятся к зиме дикие животные из наших загадок? (Просмотр компьютерной презентации) 1. Кто зимой, забыв тревоги, Крепко спит в своей берлоге? (Медведь.)   2. Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц.)   3. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки. (Мышь.)   4. Лежит веревка, Шипит плутовка, Брать ее опасно — Укусит. Ясно? (Змея.)   5. Скачет зверушка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка.)    Осень. - А как меняется жизнь у птиц с наступлением осени? Осень. - Какие работы у людей в ноябре? (Ответы детей. Рассматривание картин, изображающих жизнь людей.) Конкурсы

Задание 1. Конкурс «Огородники»

А сейчас мы проверим,  как вы знаете садовый инвентарь. За 3 минуты  надо записать как можно больше названий садового инвентаря, то, что вам нужно для работы в саду.

Задание 2.  Конкурс «Волшебный сад»

Нарисуйте на листе бумаги фломастерами, как вы себе представляете эти необычные растения.

«Плодами полон чудо-сад
Невиданный доныне.
Укромидор, малиноград,
Редишня, смородыня,
Скорей его изображай,
Я обожаю урожай».

Задание 3. Викторина «Эрудиты природы»

Каждой команде по очереди задаются вопросы.

1. Кто яблоки спиной собирает? (Ёж)

2. Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)

3. У кого в листопад рождаются детёныши? (У зайцев)

4. Где раки зимуют? (Под корягами, в реке)

5. Какую траву любят кошки? (Валериану)

6. Никто её не пугает, а вся дрожит. (Осина)

7. У какого овоща человеческое имя? (Петрушка)

8. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива)

9. Отгадайте загадку: Я слышала такой разговор:

- Она красная?
- Нет, чёрная.
- А почему же она белая?
- Потому что ещё зелёная.

О чём это говорили? (О смородине)

Задание 4. Конкурс «Сбор урожая»

- Какая команда быстрее соберёт урожай

 

Вед. 2.- Осень, ребята  нарисовали рисунки. (Дети по рисункам рассказывают о том, чем им нравится осень) Осень. - Молодцы ребята! Хорошо провела я у вас время. Но дни мои сочтены. Спешит на смену другое время года. Надо мне попрощаться  с вами.  До свидания, ребята!
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.